Осенью следующего года (сентябрь 2025) вступает в силу распоряжение, подготовленное Правительством РФ № 2827-р от 14.10.2024. Этот документ определил список упаковки,...
-
- Проектная экологическая документация на предприятии
- Новый порядок разработки программы ПЭК с 2022 года
- Постановка на государственный учет объектов НВОС
- Разработка КЭР (комплексное экологическое разрешение)
- Декларация для объектов 2 категории с 2019 года
- Паспорта отходов I-IV классов опасности
- Расчет класса опасности отходов
- КХА протокол:что это и для чего он нужен?
- Подтверждение 5 класса опасности отхода (биотестирование)
- Обучение по обращению с отходами
- Программа производственного экологического контроля
- ПМООС (перечень мероприятий по охране окружающей среды)
- Технологический регламент процесса обращения с отходами строительства и сноса
- ПНООЛР (проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение)
- Проект предельно-допустимых выбросов (ПДВ)
- Инвентаризация источников выбросов по 352 приказу
- Инвентаризация выбросов по новым правилам 871 приказа
- Экологическая отчетность на предприятии
- Новые правила паспортизации отходов с 2021 года
- Объекты 1 категории НВОС - отчетность по экологии
- Объекты 2 категории НВОС - отчетность по экологии
- Объекты 3 категории НВОС – отчетность по экологии
- Объекты 4 категории НВОС – отчетность по экологии
- Объекты без категории НВОС - отчетность по экологии
- Постановка на учет НВОС объектов строительства с 2021
- Отчетность по экологии объектов строительства с 2021 года
- Подача сведений в кадастр отходов в 2023 году
- Автомойка - отчетность по экологии
- Автосервис - отчетность по экологии
- Комплексное экологическое сопровождение предприятия
- Отчетность МСП
- 2-ТП(отходы)
- 2-ТП(воздух)
- 2-Медотходы
- Форма 4-ОС
- Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду)
- Технический отчет о неизменности производственного процесса
- Учет отходов (по 721 Приказу)
- Офис - отчетность по экологии
- Магазин - отчетность по экологии
- Ресторан, кафе, столовая - отчетность по экологии
- Офис- экологическая отчетность с 2021
- Новый журнал учета отходов
- Склад - отчетность по экологии
- Отчет по программе ПЭК
- Иные виды услуг
- Расчет экологического сбора с 2024
- Лицензия на обращение с отходами
- Экологический аудит предприятий
- Инструкции по экологии для предприятий
- Экологический сбор
- Технологический регламент
- Ввод в эксплуатацию зданий и сооружений
- Перевод отходов в сырье (Технические условия)
- Как завершить объект строительства в части экологии?
- Ввод в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов. Экологическое обследование.
- Программа ПЭК
- Технический отчет по обращению с отходами
- Расчет выбросов парниковых газов с 2024
- Вебинары по экологии
- Охрана труда
- Инженерно-экологические изыскания, обследования и лабораторные исследования
- Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль)
- Проведение лабораторно-инструментальных исследований на всех этапах инвестиционно-строительной деятельности (перед началом строительства, при вводе объекта строительства в эксплуатацию)
- Лабораторные исследования (отходы, воздух, почва)
- Проектная экологическая документация на предприятии
-
Услуги
- Проектная экологическая документация на предприятии
- Новый порядок разработки программы ПЭК с 2022 года
- Постановка на государственный учет объектов НВОС
- Разработка КЭР (комплексное экологическое разрешение)
- Декларация для объектов 2 категории с 2019 года
- Паспорта отходов I-IV классов опасности
- Расчет класса опасности отходов
- КХА протокол:что это и для чего он нужен?
- Подтверждение 5 класса опасности отхода (биотестирование)
- Обучение по обращению с отходами
- Программа производственного экологического контроля
- ПМООС (перечень мероприятий по охране окружающей среды)
- Технологический регламент процесса обращения с отходами строительства и сноса
- ПНООЛР (проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение)
- Проект предельно-допустимых выбросов (ПДВ)
- Инвентаризация источников выбросов по 352 приказу
- Инвентаризация выбросов по новым правилам 871 приказа
- Экологическая отчетность на предприятии
- Новые правила паспортизации отходов с 2021 года
- Объекты 1 категории НВОС - отчетность по экологии
- Объекты 2 категории НВОС - отчетность по экологии
- Объекты 3 категории НВОС – отчетность по экологии
- Объекты 4 категории НВОС – отчетность по экологии
- Объекты без категории НВОС - отчетность по экологии
- Постановка на учет НВОС объектов строительства с 2021
- Отчетность по экологии объектов строительства с 2021 года
- Подача сведений в кадастр отходов в 2023 году
- Автомойка - отчетность по экологии
- Автосервис - отчетность по экологии
- Комплексное экологическое сопровождение предприятия
- Отчетность МСП
- 2-ТП(отходы)
- 2-ТП(воздух)
- 2-Медотходы
- Форма 4-ОС
- Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду)
- Технический отчет о неизменности производственного процесса
- Учет отходов (по 721 Приказу)
- Офис - отчетность по экологии
- Магазин - отчетность по экологии
- Ресторан, кафе, столовая - отчетность по экологии
- Офис- экологическая отчетность с 2021
- Новый журнал учета отходов
- Склад - отчетность по экологии
- Отчет по программе ПЭК
- Иные виды услуг
- Расчет экологического сбора с 2024
- Лицензия на обращение с отходами
- Экологический аудит предприятий
- Инструкции по экологии для предприятий
- Экологический сбор
- Технологический регламент
- Ввод в эксплуатацию зданий и сооружений
- Перевод отходов в сырье (Технические условия)
- Как завершить объект строительства в части экологии?
- Ввод в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов. Экологическое обследование.
- Программа ПЭК
- Технический отчет по обращению с отходами
- Расчет выбросов парниковых газов с 2024
- Вебинары по экологии
- Охрана труда
- Инженерно-экологические изыскания, обследования и лабораторные исследования
- Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль)
- Проведение лабораторно-инструментальных исследований на всех этапах инвестиционно-строительной деятельности (перед началом строительства, при вводе объекта строительства в эксплуатацию)
- Лабораторные исследования (отходы, воздух, почва)
- Проектная экологическая документация на предприятии
-
Запрет использования пластиковой упаковки
09 Ноября 2024
-
Изменения экологического законодательства в сентябре 2024
26 Августа 2024
С 01.09.2024 вступают в силу несколько законодательных актов по вопросам охраны окружающей среды. Мы подготовили справку, в которой перечислили все...
и мы вам перезвоним
Отходы -как объект права собственности и ведения отчетности12 Декабря 2017
В соответствии с п. 3.2.7 ГОСТ Р 56224-2014 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения, относящиеся к менеджменту, утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 11.11.2014 г. № 1557-ст:
лицо, ответственное за образование отходов (producer) – лицо, чья деятельность приводит к первичному образованию отходов и (или) лицо, которое осуществляет предварительную обработку, смешивание или другие операции, в результате которых изменяются характеристики, в том числе состав этих отходов.
К сожалению, определение понятия "лицо, ответственное за образование отходов" (приведенное в ГОСТ Р 56224-2014) не дает ответа на вопрос о распределении обязанностей, предусмотренных законодательством в отношении образования отходов, а также деятельности в области обращения с отходами.
Помнится, в предшествующие годы было принято связывать обязанности по образованию отходов и по обращению с отходами исключительно с собственником отходов.
То есть считалось достаточным определить собственника отходов, для того чтобы понять, кто будет "держать ответ" за отходы.
Не раз подобные акценты в былые годы можно было услышать в выступлениях представителей Управления государственного экологического надзора Росприроднадзора; специалистов – юристов в области экологического права.
Более того, даже и в наши дни отдельные заслуженные юристы от экологического права "не перестроились" и снабжают информационное поле впрысками информации о том, что главное в определении субъекта отношений по образованию и обращению с отходами – правильно определить собственника отходов; а всё остальное, мол, приложится.
Что ж, как говорится, у каждого свой срок для постижения истины.
Сегодня мы определим, какие из обязанностей в рамках деятельности, связанной с отходами, к кому применимы.
Выделим для этих целей 3 категории лиц:
- лица, в процессе деятельности которых образуются отходы (не важно, являются или не являются данные лица собственниками образуемых отходов);
- собственники отходов, образованных в процессе деятельности иных лиц (т.е. такие собственники отходов, которые их (отходы) не образовывали);
- лица, осуществляющие накопление отходов и (или) иные виды обращения с отходами.
Прежде чем мы приступим к обзору правовых норм, определяющих, на какую категорию лиц применительно к отходам возлагаются основные природоохранные обязанности, вспомним 2 определения понятий из ФЗ "Об отходах производства и потребления":
отходы производства и потребления – вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом;
обращение с отходами – деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
То есть следует разграничивать процесс образования отходов и (отдельно) деятельность по обращению с отходами.
Причём деятельность по обращению с отходами не включает в себя процесс образования отходов.
Если организация образует отходы – это ещё не обращение с отходами.
Вот если организация отходы накапливает – это уже обращение с отходами.
Обобщим:
1) "Несение" бремени содержания отходов.
На основании ст. 210 Гражданского кодекса РФ:
собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
При этом не важно, участвует или не участвует собственник отходов в деятельности по их образованию и (или) в деятельности по обращению с отходами.
2) Разработка проекта НООЛР и установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В соответствии с п. 2 ст. 18 ФЗ "Об отходах производства и потребления":
применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Согласно п. 7 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утв. Приказом Минприроды России от 25.02.2010 г. № 50:
индивидуальные предприниматели и юридические лица (их филиалы и другие территориально обособленные подразделения), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы:
а) заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение <…>;
б) проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение <…>.
3) Отнесение отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности.
Согласно п. 1 ст. 14 ФЗ "Об отходах производства и потребления":
индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
4) Разработка и утверждение паспортов на отходы I - IV классов опасности.
В соответствии с п. 4 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 г. № 712:
паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности.
5) Ведение учета в области обращения с отходами производства и потребления.
На основании п. 1 ст. 19 ФЗ "Об отходах производства и потребления":
индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Согласно п. 5 Порядка учета в области обращения с отходами, утв. Приказом Минприроды России от 01.09.2011 г. № 721:
учету подлежат все виды отходов I-V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.
6) Внесение платы за НВОС при размещении не-ТКО.
В соответствии с п. 4 ст. 23 ФЗ "Об отходах производства и потребления":
внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) осуществляется индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы.
7) Внесение платы за НВОС при размещении ТКО.
Согласно п. 5 ст. 23 ФЗ "Об отходах производства и потребления":
плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению.
8) Представление статистической отчетности 2-ТП (отходы).
В соответствии с п. 2 ст. 19 ФЗ "Об отходах производства и потребления":
индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
9) Лицензирование деятельности в области обращения с отходами.
На основании подп. 30 п. 1 ст. 12 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности":
лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.